воскресенье, 13 декабря 2009 г.

Фотографии Прокудина-Горского

Прокудин-Горский «Российская империя 1905-1916»

В историю культуры Сергей Михайлович Прокудин-Горский вошёл, прежде всего, как создатель «Коллекции достопримечательностей России». Призванная оценить достоинства коллекции комиссия, состоящая из крупнейших специалистов различных отраслей знаний, ещё в 1911 году назвала фотохудожника «создателем истинного родиноведения». Известный в европейских профессиональных кругах фотохимик, изобретатель, экспериментатор, он всей предшествующей деятельностью был подготовлен к своей непростой миссии.
«Фотография всё-таки, надо признаться, искусство протокольного характера», - утверждал Прокудин-Горский. «Коллекция достопримечательностей России», этот одухотворённый протокол, исполненный внимания и любви к родине, сегодня представляет собой памятник мирового значения.
Регулярная экспедиционная съёмка Российской империи стала возможной благодаря покровительству Николая II: по высочайшему повелению министр путей сообщения С.В.Рухлов выделил фотографу вагон, оборудованный прекрасной лабораторией. В экспедиции Прокудин-Горский выполнял и поручения Министерства путей сообщения: возвращаясь из каждой поездки, после обработки отснятого материала он показывал С.В.Рухлову всё, что могло представлять интерес для министра – плотины, системы шлюзов, выемки для железнодорожного пути, мосты.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский
http://kraevushka.livejournal.com/148699.html
В организованных им фотомеханических мастерских Прокудин-Горский одним из первых в России налаживает выпуск цветных видовых фотографических открыток. Именно за работы по цветному репродуцированию он в 1908 году получает Серебряную медаль на Международной фотографической выставке в Дрездене. Деятельность Прокудина-Горского чрезвычайно разнообразна: он не только открывает первые в России общедоступные фотографические курсы, но и публикует ряд практических пособий. В издаваемом им журнале «Фотограф-Любитель» он выступает как талантливый журналист, популяризатор и педагог, активно способствующий развитию фотолюбительства в России. Председатель фотографического отдела Императорского Русского технического общества, активный член Русского географического общества, участвовавший в самых ответственных экспедициях, почётный член Русского фотографического общества, Прокудин-Горский много сил и времени отдаёт устройству конкурсов и выставок, борется за признание авторских прав отечественных фотографов.
Мастером были сняты первые в России экспериментальные цветные фильмы, разработана технология производства дешёвых цветных диапозитивов для школ; во время I мировой войны он обучает лётчиков аэрофотосъёмке, а воздухоплавателей – съёмке с воздушных шаров.
И всё же, поражает другое: Прокудин-Горский первый человек, который стал делать цветные фотографии. Разумеется, в начале XX века цветных фотоматериалов еще не существовало, поэтому Прокудин-Горский использовал обычные черно-белые фотопластинки и специальный фотоаппарат (собственной конструкции), который быстро делал три снимка одного и того же сюжета через три различных светофильтра - синий, зеленый и красный. С полученной фотопластинки изготавливались одни за другим три диапозитива один над другим - "синий", "зеленый" и "красный", - которые проецировались на экран специальным диапроектором - каждый диапозитив через свой светофильтр соответствующего цвета. В результате на экране получалось цветное изображение. Возможно, кстати, что показы фотографий Прокудина-Горского были первыми в мире демонстрациями слайдов. С.М. Прокудин-Горский сделал тысячи фотоснимков по всей России. Во время революции фотоархивы Прокудина-Горского частично погибли, частично были вывезены за границу. Сейчас значительная часть этих архивов находится в Библиотеке Конгресса США, где предпринимается кропотливая работа по их восстановлению.







































































Сергей Михайлович говорил: «Важная цель, которую преследует цветная фотография, это оставить очный документ для будущего. Мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все разрушающиеся памятники».
Глядя на эти фотографии просто не верится, что они сделаны 100 лет назад - настолько высочайший уровень профессионализма, настолько живые его работы. Вот и получается, что нынешние фотографы с оптикой в десятки и сотни тысяч рубликов, с массой доступной литературы по фотографии всё-таки проигрывают конкуренту столетней давности с самодельным гиперболоидом.

1 комментарий:

  1. Статья интересная, но где ссылка на источник? Хотелось бы увидеть фото в виде , напр., слайдшоу (тогда картинка была бы одна, а читатели бы только перелистывали)

    ОтветитьУдалить